На сегодняшний день существует множество методик раннего развития ребенка. Всем известны специальные программы, составленные такими людьми как:
Мария Монтессори, Глен Доман, Николай Зайцев, Сесиль Лупан, Масару Ибука.
Каждая мама в праве сама решить, пользоваться ли ей какой-то из этих методик от
начала и до конца или же взять за основу лишь некоторые части. Вопрос о том,
нужно ли добиваться от малыша суперзнаний, чтобы вырастить настоящего
вундеркинда, до сих пор остается открытым. Да и далеко не у каждой мамы есть
свободное время для изучения огромного количества литературы, посвященной этой
теме. Мнения всех специалистов сходятся лишь в одном: заниматься развитием
интеллекта у крохи действительно нужно, но вовсе необязательно мучить малыша
регулярными изнуряющими занятиями. Есть способ проще.
Зона ближайшего развития ребенка
Теоретически заниматься с малышом можно как угодно: можно демонстрировать ему кубики с буквами, когда он еще даже не умеет ходить, или вручать ему лист бумаги и карандаши, как только кроха научился держать что-то в руках. Но парадокс в том, что все эти попытки почему-то не вызывают у малыша какого-либо интереса: нарисовав каляку-маляку, кроха забрасывает карандаши в дальний угол, а кубики с буквами ему оказывается намного веселее грызть, чем изучать, что же это такое на них написано. Почему так происходит, в чем кроется ошибка родителей?
Дело в том, что все эти занятия не попали в зону ближайшего развития
малыша. Специалисты разделяют интеллект ребенка на две зоны: зона активного
умения и ближайшего развития. В первую попадают те навыки, которые ребенок уже
хорошо усвоил, а во вторую – те, которыми подрастающий человечек овладеет лишь
в ближайшее время. К примеру, сегодня малыш еще только научился брать в руки
кубики, а через несколько дней, благодаря подсказкам родителей, он уже поймет,
что их можно складывать друг на друга. Время, которое проходит с момента
освоение первого навыка до освоения следующего, индивидуально для каждого
малыша. Кто-то осваивается быстрее, кто-то медленнее.
Задача родителей в данном случае — предугадать следующий навык, который
кроха сможет освоить и помочь ему в этом. К примеру, ребенок взял игрушечную
пирамидку и стряхнул с нее все кольца. В данный момент — это зона его активного
развития, а вот зоной ближайшего развития для него будет возможность эти кольца
самостоятельно надевать обратно. Внимательная мама может помочь малышу быстрее
освоить этот навык: покажет крохе, как одеваются кольца и по очереди подаст ему
нужные по размеру части.
Всем родителям стоит запомнить, что ребенок развивает свой интеллект
познавая новое, делая собственные открытия, опираясь на достигнутые навыки,
обучаясь в игровой форме и подражая примеру взрослых.
Собственная система обучения
Помня о зоне ближайшего развития и внимательно наблюдая за своим
крохой, можно построить собственную систему обучения вашего ребенка. Главное –
не переборщить с уроками. Многие мамы и папы в буквальном смысле перегружают
малыша новой информацией, которую он не в силах усвоить так быстро. Ежедневные
долгие занятия утомляют ребенка. Ему только что показали, как детали конструктора
складываются в определенную фигуру, сразу после этого сунули карандаши и
научили, как рисовать ими цветные линии, а потом еще достали картинки с разными
животными и объяснили, какие звуки они издают. Малышу трудно усвоить столько
новых навыков за раз, поэтому не стоит его перегружать. Кроха не успевает
переварить новый опыт, задать вопросы и погрузиться в эксперименты с новыми
открытиями, как ему уже суют следующие. В большинстве случаев такой
педагогический переизбыток вынудит малыша возненавидеть все эти занятия, поскольку
они не оставляют ему свободного времени для обдумывания и осмысления. Делайте
все постепенно, опираясь на темп ребенка и его желание узнавать что-то новое,
ни в коем случае не навязывая ему те знания, в которых он пока еще не
нуждается.
Ориентируйтесь на среднестатистические зоны ближайшего развития для определенного возраста.
1 год
К годовалому возрасту малыши уже могут держать равновесие и стоять на
ножках, поэтому лучшими играми для них станут такие, которые будут развивать
навыки ходьбы. Включайте музыку и поддерживая ребенка ходите или подпрыгивайте
вместе с ним. Если кроха уже начал ходить, но пока еще делает это неуверенно,
ставьте перед ним цели, до которых он может дойти: пусть на его пути до мамы
появится стульчик, кукла и плюшевый медведь.
Годовалые детки любят таскать различные предметы, бросать и катать их.
Используйте это, придумав интересную игру. В этом же возрасте можно показывать
малышу различные звуки, а также учить его делать цветные отпечатки на бумаге с
помощью пальчиковых красок.
1,5-2 года
В период с полутора лет до двух малыши уже понимают разницу в цвете, поэтому в занятиях с ними можно использовать разноцветные кубики,
игрушки и прочие развивающие материалы. Наглядно покажите крохе, что такое
«красный и синий», «большой и маленький». Лучше для этого использовать
одинаковые по типу, но разные по цвету и форме игрушки, чтобы
малыш мог провести сравнение.
К полутора-двум годам детки уже понимают простые просьбы взрослого,
поэтому можно просить их выполнить несложные действия: принести листок бумаги
или мячик, положить игрушку на стол и так далее. В этом же возрасте можно смело
заниматься с ребенком творчеством: рисовать, наклеивать простые аппликации.
Обязательно на этом этапе развивать мелкую моторику крохи.
2-3 года
В этом возрасте дети начинают активно говорить и стремиться к диалогу.
Постепенно обучайте его новым словам, называя окружающие его предметы, чтобы он мог увидеть их и запомнить.
Составляйте простые словесные конструкции, которые малыш легко запомнит и
сможет повторить. Можете включать музыку петь вслух веселые детские песенки.
Именно в этом возрасте малыши активно повторяют за взрослыми, и уже через
пару-тройку дней ваша кроха будет увлеченно повторять слова песни за вами.
Маленький экспериментатор с удовольствием ознакомиться с различными
конструкторами, пазлами и мозаиками. Главное – не торопить события, поскольку
кроха, двигаясь навстречу новым открытиям, сам подскажет вам подходящие ему
занятия.
Немає коментарів:
Дописати коментар