среда, 11 октября 2017 г.

Откуда берутся комплексы?

 Сказка была началом серии сложных статей. Сложных не в плане понимания, а по составу, когда для полного восприятия нужна вводная часть.


    1 серия-сказка «О силе любви» надеемся Вам понравилась, и вот мы подошли к важному вопросу – откуда берутся комплексы?

   Когда-то Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что все мы родом из детства. Именно в самом нежном возрасте закладываются многие установки, характер, а также жизненные сценарии, некоторые особенности поведения и, конечно же, комплексы, которые способны влиять на дальнейшую судьбу. Что же такое комплексы? Откуда они берутся? Что влияет на их формирование?
   Комплексы – это искаженное восприятие себя, своих личностных качеств или физических особенностей. Чаще всего комплексы формируются в детском возрасте, когда ребенок очень уязвим и не имеет необходимого жизненного опыта,сформированного критического мышления и способности противостоять намеренной или непроизвольной критике взрослого, который является авторитетом для ребенка.
    Комплексы делятся на:

    • физические – относящиеся к нашему телу, его физическим особенностям: росту и весу, форме носа и ушей и другим внешним данным;
      • ​ ментальные – относящиеся к психологическому состоянию: комплекс жертвы, вины, неполноценности и подобные им.
    Причины появления комплексов
       Комплексы мы получаем от тех, кто нас воспитывает: родителей, дедушек и бабушек, воспитателей и т. д. Взрослые, конечно же, «из самых лучших побуждений», начинают критиковать ребенка, сравнивать его со сверстниками и прилюдно наказывать, порицать и стыдить и, сами того не зная, внушать детям неуверенность в себе и стыд за свое несовершенство. Но все хорошо знают пословицу про благие намерения. Все произносимые взрослыми фразы, интонации, само отношение к ребенку срабатывают в дальнейшем как установочная программа.
       Ребенок до 6-7 лет воспринимает значимых для него взрослых как божеств. Поэтому каждое слово, даже сказанное случайно, в момент раздражения, воспринимается как истина. Например, фразы «У тебя ничего не получится…», «Ты плохой…», «Как всегда, ничего не умеешь…» способны сформировать комплекс неполноценности, как и сравнение своего ребенка с другими детьми: «Вот у соседки дочка отличница, а ты….».
    Родители подобными фразами хотят мотивировать ребенка лучше учиться, хорошо себя вести или слушаться взрослых. На самом деле такое их поведение формирует у ребенка чувство ущербности, а также неспособность справляться с минимальными трудностями и чувство вины из-за того, что он не такой хороший, как остальные дети.
    Демонстративная жертвенность родителей, особенно матерей («Я пожертвовала ради тебя здоровьем…» или, например, «Мне было плохо, когда ты получил двойку, но я все равно приготовила ужин для тебя…»), формирует комплекс вины.
       

    Конечно же, не существует людей, которые полностью лишены комплексов. На это влияют не только родственники, но и окружающий ребенка социум, личный опыт и многие другие факторы.
    Как бороться с детскими комплексами
       Обязательно интересуйтесь делами своих детей, показывайте, насколько они значимы для вас, спрашивайте их мнение даже в решении «взрослых» вопросов. Например, при обустройстве комнаты можно поинтересоваться у ребенка, как лучше расставить мебель или куда повесить картину, можно обсудить меню на выходные. Приглашайте ребенка на семейные советы, особенно если он собирается для решения вопросов, связанных с сыном или дочкой.
       Не запрещайте детям выражать свои эмоции. Ваша дочь или сын должны радоваться, переживать и сердиться, грустить, капризничать и бояться – это нормально, пусть даже иногда и выглядит излишне бурно. Уж перетерпите как ни будь свою дневную головную боль.

       Не давайте оценку личности. Можно оценить какой-либо поступок, но при этом важно, чтобы ребенок сам определил, насколько правильно он повел себя. Так он научится делать выводы, анализировать свои слова и поступки.
       Не навязывайте эталоны поведения и гендерные стереотипы. Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми или эталонным образцом. Например, фраза «девочка должна быть аккуратной и опрятной…» – ваша дочка должна понимать, что быть аккуратной нужно именно ей, а не какой-то мифической девочке, с которой она начнет себя сравнивать. Не стоит делать замечания, употребляя хорошо знакомую фразу: «ты же мальчик» или «ты же девочка».
       Предоставляйте ребенку свободу выбора. Это формирует способность самостоятельно принимать решения, понимать последствия своего выбора, делает ребенка более решительным.
       Учите принимать неудачи и поражения. Это неизбежный опыт, который очень важен для формирования полноценной личности. Ребенку важно сделать правильный вывод из сложившейся ситуации, чтобы в дальнейшем ее исправить.
       Не завышайте «планку» достижений: не нужно ругать ребенка за четверку в дневнике или почетное третье место в соревнованиях.
       Не проявляйте излишнюю строгость. Помните, что самыми закомплексованными становятся дети, родители которых слишком властные и строгие, подавляющие эмоциональность, непосредственность и любопытство.
       Ну а самый простой способ избавиться от чувства вины Вам после прочитанного, Вы ведь тоже, как и все мы, узнали себя в половине текста – это вечерком заняться совместным творчеством

       Кто-то из Вас сможет выделить время и вместе поиграть. Рекомендуем попробовать ролевую игру, в которой вы с малышом играя в кукольный театр, поменяетесь ролями, вы малыш-котенок, а он мама-кошка. Дайте выбор кем будет Ваш малыш и кто будет его мама. И просто послушайте и услышьте своего малыша. Он все расскажет сам! 
    Подробнее ознакомиться с товарами для ролевых игр можно перейдя по ссылке.




    Комментариев нет:

    Отправка комментария